ПОЧЕМУ BOCHICCA

Имя марки BoChicca сложилось из соединения двух слов ― имени давным-давно посетившего Землю бога по имени Бочика (BoChica), покровителя ремёсел, и английского слова Chic («шик»), включённого в середину имени бога.

 

Название марки придумывала не только я, Кира Кононович, но и Елена Иванова, мой первый партнёр. Мне хотелось, чтобы покровителем марки был крылатый бог. Перебрали множество имён, а в итоге выбрали покровителем марки и дела именно этого удивительного бога, спустившегося к людям на радуге, научившего их делать одежду и украшать её узорами.

 

Каждое украшение я и моя команда начинали и продолжаем творить исключительно руками, душой и ещё какой-то, непонятной даже мне, магией, что всегда поддерживал и поощрял, как говорят легенды, бог Бочика. Меня, как создателя марки, всегда вдохновляли дальние времена, когда каждая вещь, каждое украшение было единственным и неповторимым, создавалось с крохотной искрой души самого Мастера, когда боги пели через его душу и творения выходили под стать — завораживающими, волшебными...

 

Именно потому с самого начала и до сих пор мы отдаём предпочтение живым изначальным материалам, шьём руками и не используем пластик. Войлок и стекло, металл и натуральные ткани — я уверена, в них тоже заключена живая душа...

Бочика («бог наших полей», «плащ света», «ткач-пришелец», II тысячелетие до н.э.) ― в мифологии чибча-муисков одно из высших солярных божеств и одна из самых загадочных и легендарных фигур в индейской мифологии. У некоторых племён чибча его называли Суэ («солнце»), Сугумонше («солнце, которое становится невидимым»), Сугунсуа («солнце, которое исчезает» или «палящее солнце»). Бочика — в противоположность богу земли Чибчакум — был богом и правителем богатых людей и знати.

 

Говорят, что в давние-давние времена люди не умели ткать, и ходили нагие. В жаркие летние месяцы страдали они от зноя, в сезон ливней — от того, что их кожа была постоянно влажной. У этих голых свирепых дикарей — племени чибча-муисков ― не было ни законов, ни сельского хозяйства, ни религии.

 

Однажды в одну из деревень пришёл старик с длинной седой бородой до пояса. Пришёл он в край высокогорных саванос (который теперь называется Колумбией) из земель, лежащих к востоку от горных хребтов Чингазы, из Хи-Бразила. Он пришёл и назвался Бочикой или Зухе, и был он не похож на человека ни одной известной им расы. Он носил причёску, такую же, как носили все чибча, и был бос, а на плечах у него был плащ. Плащ этот был волшебный ― он не промокал в самый сильный дождь, и в самый большой холод в нём было тепло.

 

Вождь того селения, в которое пришёл старик, тут же захотел завладеть чудесным плащом и подговорил двоих своих помощников выкрасть плащ у гостя. Ночью эти двое пробрались в тот дом, где спал старик, и схватили его плащ. Однако только они вышли из дома, как тот вор, который одел плащ на плечи, громко закричал и начал срывать его. Тогда плащ схватил второй, но тоже с криком выпустил его из рук. На шум сбежались люди; плащ, лежащий на земле, вспыхнул, как огонь, и в этом свете жители деревни увидели, что руки и плечи у воров обожжены. Они посмеялись над неудачниками, а у вождя, нарушившего законы гостеприимства, с позором отобрали его шапку и палку.

 

С Бочикой к дикарям пришла цивилизация и законы, он познакомил людей с культом Солнца, установил год, научил одеваться и строить. Он обошёл все местные племена, проповедуя добрые обычаи и нравы, обучая людей ремёслам, земледелию и ткачеству. Бочика показал людям, как ткать плащи и какими узорами нужно украшать ткани, чтобы отпугивать духов. Чтобы эти узоры не были забыты, Бочика выбивал орнаменты на камнях и скалах.

 

По одной легенде в «те стародавние времена, когда луна ещё не сопровождала Землю» привёл Бочика с собой жену, и у неё было три имени — Чиа, Юбекайгуайа и Хавтака (спутники). Но только прекрасная Чиа была очень злой женщиной — всегда и во всём шла она наперекор своему мужу, а тот желал людям только добра. Чиа заколдовала реку Фансу, и она вышла из берегов, затопив всю долину Боготы. Много жителей погибло во время этого наводнения. Лишь некоторым удалось спастись; они вскарабкались на вершины окрестных гор. Разгневанный бог прогнал Чиа прочь подальше от земли, сделав её Луной, чтобы она продолжала радовать глаза людей, но была достаточно далеко, чтобы не портить им настроение. С тех пор Чиа освещает землю по ночам.

По другой легенде, Бочика ушёл, но затем вернулся к чибча-муискам в самый трудный для них момент. Праматерь богиня Бачуэ вышла из вод озера Игуака вместе с трёхгодовалым мальчиком. Как только этот мальчик стал совершеннолетним, они с Бачуэ поженились, однако их потомство отказалось верить в богов. Это разгневало бога земли Чибчакума, посланного небом для поддержки чибча-муисков, и он устроил великое наводнение. Многие утонули, а те, кому удалось спастись на вершинах самых высоких гор, молили богов о пощаде и прошении. Тогда-то и появился на земле чибча-муисков Бочика. Он предстал перед уцелевшими людьми верхом на радуге, с золотым жезлом в руках. По мановению его руки раскрылась горловина водопада Текендама, и с высоты 130 метров воды из долины Боготы ринулись в реку Магдалена. Затем вступил Бочика в схватку с мстительным Чибчакумом, победил его и заставил держать на своих плечах землю, которая раньше покоилась на деревьях гуайяко.

 

Чибчакум довольно успешно занимается этим до сих пор, и только когда он от усталости меняет положение, происходят землетрясения. А Бочика? Как неожиданно он появился, так неожиданно и снова исчез...

 

Люди племени чибча-муисков называли этого старика Бочика, «ткач-пришелец, облачённый в плащ из света». Одни говорили, что он был сыном солнца. А другие считали, что в его облике явился сам Суэ, и называли его Сугунсуа ― «солнце, которое исчезает». Ведь Солнце всегда возвращается вновь. Говорят, что когда наступят трудные времена, Бочика снова придёт, чтобы защитить чибча.

Чи́бча (исп. Chibcha), Муи́ска или Мо́ска — одна из высокоразвитых цивилизаций Южной Америки в XII–XVI вв. Среди культур древней Америки чибча стоят в одном ряду с майя, ацтеками, сапотеками и инками. Сами чибча называли себя муисками, то есть «людьми». У чибча были широко развиты ремесла, в особенности ювелирное дело. Больших успехов чибча достигли в ткацком деле. Из хлопкового волокна они пряли нити и ткали полотно с ровной и плотной структурой. При помощи метода набойки полотна раскрашивали. В качестве одежды использовались плащи — полотнища из ткани.