Как преуспеть в творчестве?

Многие мечты касаются своего творческого бизнеса и открытия творческой мастерской. В общем, все вопросы подъемны и решаемы. Алгоритм действий есть у меня в книге, а в этом посте — живые истории с рекомендациями авторов.

О создании творческой мастерской, где проходят мастер-классы, в прошлом «Взлете к мечте» рассказывала Марьяна Брюханова, художница и руководитель творческой мастерской "Ирис" в Одессе.

О том, как оборудовать мастерскую дома и во сколько это обойдется, недавно был отличный пост мастера по войлоку Катерины Маркус. (Рукодельницам вообще рекомендую ее блог с полезными советами и по упаковке, и по организации процесса).

Далее же – история Киры Кононович, дизайнера марки BoChicca. Кира оставила работу в крупной консалтинговой компании ради творчества, и сейчас ее работы появляются даже в американских свадебных каталогах (и мне очень приятно, что я хоть немного к этому причастна :)). Она рассказывает о начале, о стыде просить деньги за работу, о своих удачах, ошибках, находках и выводах из них:

КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ

О себе я могу сказать, что я вошла во вкус делать бизнес своими руками, оставаясь дома с семьёй и детьми, не так уж и давно. До 35 лет жила я себе и жила, ходила на работу, как все. Потом случился внезапный развод, и я уехала с сыном в Москву. Не покорять, нет, банально зарабатывать на жизнь тем, что я на тот момент умела делать хорошо ― обучением взрослых.

Я устроилась в крупную консалтинговую компанию и с этого момента могла оценить жизнь белки, бегущей в колесе и совет, данный Алисе Черной королевой. Чтобы оставаться на месте, девочка, ― сказала последняя, ― тут надо изо всех сил бежать, а если ты хочешь попасть куда-то ещё, то бежать надо вдвое быстрее. Вот и бежала я на тот момент вдвое, а порой и втрое быстрее. Надо ли говорить об очевидном? Ни личной жизни, ни нормального общения с сыном у меня при таких нагрузках не выходило.

И при этом я по-прежнему считаю, что мне очень повезло. Повезло буквально во всём. И в том, что на тот момент в компании среди моего начальства и коллег были потрясающие, неравнодушные, творческие люди. И в том, что однажды, даже сама не знаю почему, я согласилась пойти на маааленький мастер-класс по войлоку. Моя начальница позвала к нам... Аду :) Что такое войлок, что с ним можно сделать и зачем мне это вообще ― на тот момент я понимала крайне смутно, а слышала и вообще впервые. Но душа жаждала добавить хоть капельку креатива в мою московскую гонку. Заглянуть, вдохнуть полной грудью и... бежать дальше... Так я думала на тот момент.

Войлок меня очаровал. Своей неподатливостью и пластичностью, инструментами, ощущениями и тем, что я понимала – я могу из него вылепить что угодно. Надо только научиться. Но даже нет! Не «надо», а «хочу»!

 

Мы сидели в тренинг-классе на полу, копались в разноцветном ворохе войлочного пуха, а потом выкладывали разноцветные полоски, усиленно тёрли мыльную плёнку, поминутно туда заглядывая ― готово или нет ― там творилось нечто совершенно новое. Ну и конечно, мы потыкали иголочками в упругие ворсистые шарики, пофильцевали бусины. Не обошлось и без втыкания в пальцы.

 

Каждый из нас ушёл с шедевром, а то и с двумя. :) Нет, правда, я ощущала себя немного вернувшейся в детство, когда ты с трепетом смотришь на своё первое творение и тебя совершенно не смущают ни его кривобокость, ни прочие несовершенства и недоделки. Оно было прекрасно, хотя бы потому, что вышло из моих, пока не очень толковых, рук.

 

С тех пор и отворилась дверца. Спасибо, Ада, я не устаю тебе это говорить :) мне просто повезло, повезло сказочно! Я вспыхнула и загорелась так сильно, что уже ничто и никогда больше не сможет меня остановить. Видно, это было заложено в моей душе и природе, поколениями родителей, бабушек и прабабушек, которые все без исключения шили, вязали, вышивали. Одним словом ― творили красоту. Как и я теперь, по нарастающей.

КАК УВЛЕЧЕНИЕ ПРЕВРАТИЛОСЬ В МОЁ ДЕЛО

Я начала с войлочных фильцованых бус. Сейчас я улыбаюсь, глядя на фотографии с ними, но тогда это было просто сумасшествие. Я с упоением открывала для себя магазинчики с войлочной пряжей и фурнитурой, читала форумы, смотрела немногочисленные видео мастер-классы и творила в перерывах между тренингами и собственным обучением. Я фильцевала (мне это оказалось ближе, чем мокрое валяние), вышивала войлок бисером и... никак не решалась выставить свою «красу» на продажу. Мне было... стыдно просить за это деньги. Да и сколько за них спросить, я не понимала. Поэтому первые свои работы я, как и многие мастерицы, просто дарила друзьям и близким. И думала, как же мне пройти и этот порог. Мне не помогали ни советы, ни цены, выставленные другими мастерицами. Помогла мне близкая подруга-тренер, которая занималась кресением (что-то вроде психологии, но намного круче :)). Мы с ней разобрались с моими страхами, и я смогла впервые написать в своём первом блоге, что я прошу клиентов самих предлагать свою цену. Для меня это был прорыв!

Конечно, ни один клиент на это не пошёл. Но шаг был сделан и я смогла через некоторое время впервые оценить свои работы и назначить цену. Конечно, порой я отдавала очень дёшево или наоборот ― выставляла совершенно сумасшедшую цену, но лучшим регулятором были мои посетители блога и клиенты, их комментарии и оценки. Они помогали мне более точно оценивать свои вещи. Первыми моими покупателями стали обе мои начальницы и мои коллеги. Их поддержка была неоценима, и я видела, что они покупают именно то, что им действительно нравится. А потом появились клиенты и не из компании.

 

Из удач и ошибок на тот момент мне запомнилась работа с шоу-румами в Москве. Из плюсов ― мне не нужно было заниматься продвижением, выставками, люди всё делали за меня, но вещи уходили медленнее, деньги поступали с задержками, а главное ― я перестала видеть, слышать и чувствовать своих клиентов. Что их цепляет и радует, притягивает, чего им не хватает. Поэтому я снова стала продавать сама.

 

Я много читала, как ведут свой бизнес другие мастера, пробовала создавать разные вещи ― магниты из войлока, вышитые органайзеры, кошельки, броши-цветы и броши-ордена из стразов, пуговиц и лент, вышитые обручи и обручи с цветами, повязки на голову, шитые бисером войлочные бусы (мои первые!), ожерелья и даже куклы…

 

Спустя два с небольшим года я вернулась в свой родной город и ушла в декрет. Около года мы творили в паре с подругой, обе беременные ;) ездили по выставкам и ярмаркам, отдавали вещи в салоны и продавали через интернет, вели мастер-классы… Ух, и креативные у нас будут дети, смеялись мы, стоя с одинаковыми животами на ярмарке. Люди улыбались и покупали наши украшения.

В общем итоге мы вернулись к творчеству параллельно, но каждая под своей маркой, продолжаем обмениваться опытом, ресурсами и идеями. У меня остался наш общий бренд, марка ― BoChicca. На выставки, ярмарки и салоны я пока поставила себе запрет, для меня это невыгодно по деньгам, времени и нервам. Зато у меня появилась мотивация освоить такую торговую площадку как etsy.com. Я долго не решалась к ней подступиться, но когда разобралась, обнаружила, что это один из отличных каналов не только продаж, но и рекламы своих вещей. Из свежих достижений: недавно мой браслет попал в американский свадебный каталог, и обе броши тоже.

МОЙ БЕСЦЕННЫЙ ОПЫТ УДАЧ, НАХОДОК И ОШИБОК

Крайне важно креативно фотографировать (и учиться беспрестанно этому) и систематизировать свои украшения – по годам, с комментариями когда сделано, кто и когда купил, за сколько и где (в названии файла). О важности красивых фото не буду говорить. Красивая картинка сама себя продаёт. Об этом много написано. Я фотографирую на цветной бумаге в солнечные дни на свой айфон. На etsy девочки упали в обморок, узнав об этом.

Пара советов: делайте много фотографий с разных ракурсов: сверху, с боков, по диагонали. Из 30 фотографий 2-3 будут просто потрясающими. Ну и плюс обработка их в Picasa.

Ещё из моего опыта – собирайте зацепившие ваш взгляд фотографии у других мастериц (на etsy без этого не продашь). Поразили красотой не только и не столько украшения, а всей своей энергетикой, чтоб глаз не отвести. Смотрите, на чём они фотографируют (подложки и мелкие детали), какой ракурс взят, крупный или общий план. Когда у меня иссякает вдохновение при съёмке моих вещиц, я лезу на pinterest.com или на etsy.com, делаю поиск по нужному слову и ― вуаля! Сотни фотографий. Особенно обращайте внимание, какие фотографии в том же etsy попадают в коллекции на первой странице. На странице каждого товара всегда есть статистика ― сколько просмотров, сколько лайков, в сколько коллекций вещь включили. Это отличный показатель удачной фотографии товара. Тем более, что сейчас этот сайт русифицировали и отмазка «я плохо знаю язык» уже пройдёт :)

Хранение и систематизация собственной коллекции тоже мне дают много полезного – самое главное, что я сразу вижу, что уходит хорошо и быстро, а что с трудом.

Разумно экономить. С недавнего времени я закупаю фурнитуру мелким оптом, в основном на ebay.com и aliexpress.com, 1-1,5 месяца уходит на доставку, но экономия денег в несколько раз (с учётом того, что мне пришлось бы ещё на дорогу до Москвы или Питера тратиться). Даже не зная языка вполне легко можно разобраться, используя гугл-переводчик.

Не стоит сильно метаться. Я за 4 года дважды меняла название марки, ценовой сегмент, и несколько раз – ассортимент и рекламные площадки. В итоге каждый раз расплачивалась частичной или полной потерей уже наработанной клиентской базы. Особенно это касается изменения в ценовой политике.

 

Учиться новому, пробовать разное, выбрать несколько и двигать именно это. Я постоянно отслеживаю не только свои продажи, но и как идут продажи вещей на крупных торговых порталах (ЯМ и Этси), что хорошо уходит, а что нет.

Мне трудно, потому что порой то, что люди покупают, мне не нравится. И я отбираю по двум принципам – хорошо покупают, меня цепляет. Самое ужасное :), что чаще всего, начиная творить, я сама не знаю, что у меня получится, только в общих чертах. Так что иногда и принципы отбора летят в сторону, я делаю то, что меня зацепило, даже если это сейчас не в моде или плохо уходит.

Так, к примеру, недавно я сменила принцип создания брошек (банты из лент и бисера на вышивку бисером по войлоку) просто потому, что меня завораживает результат. Вещи выходят дороже и непривычнее для моих постоянных клиентов, но ничего поделать с собой я не могу :) меня прёт. А потом это вдруг входит в моду :) Сейчас у меня есть четыре чётких ориентира – мне интересны броши, бусы, браслеты и обручи для волос. Остальное я даже не трогаю, чтобы не распыляться и не рушить образ своей марки.

Ярмарки и выставки не мой канал. Во-первых, ребёнок младший ещё маленький, не поездишь. А во-вторых, у нас в России большинство приходят на выставку купить нечто уникальное по дешёвке. Мне жаль отдавать свои украшения за 100 рублей, как многие просят или даже требуют :) В-третьих, я ужасно ленивая, ну честно))я лучше время и деньги потрачу на фурнитуру и создание украшений, чем на дорогу и торчание за прилавком)) в общем, пока мне проще и выгоднее работать через сайты и блоги.

Маленький бизнес параллельно. Меня сильно вымораживало, что порой продажи идут не так быстро, как мне бы того хотелось (цены на мои украшения не самые низкие))). Поэтому я сделала дополнительный маленький бизнес, который приносит деньги – понемногу, но регулярно. Сначала это была торговля фурнитурой, её излишками, затем я открыла магазинчик по продаже цифровых рисунков. Это позволяет мне не напрягаться по поводу поступления денег и переключаться с одной работы на другую, когда запас вдохновения иссякает.

Создайте для себя копилку идей и ресурсов. Я сделала закрытую группу вконтакте только для себя любимой. Там у меня всё – фотографии моих украшений, вдохновляющие меня фотографии, схемы по подбору цвета, ссылки на сетевые ресурсы и полезные инструменты, тексты для ответа клиентам… для меня удобным оказался именно контакт с его системой хранения информации.

 

Пользуйтесь таким ресурсом как GoogleDocs. Лично я там делаю формы для заказа моих украшений через блог. При заказе уведомления приходят мне на почту и сохраняются в сводных таблицах там же на Гугле. А так же я сделала формы для себя – вношу через них свои расходы на материалы и отдельно – по продаже украшений. Сводные таблицы дают мне массу бесценной статистики: с их помощью легко рассчитывать себестоимость вещей, оценивать, где дешевле закупиться в следующий раз, кого из клиентов стоит поощрить за частые или крупные покупки, кому надо отправить рассылку и т.п. Еще удобно maind-maps там же конструировать, с ними я планирую свои шаги по продвижению и закупки. Наглядно и можно разу ссылки прицеплять.

Рекламируйте себя в Facebook.com, на Pinterest.com и Surfingbird.com. На мой взгляд и по моей статистике это три самых мощных ресурса, вложения в которые дают наибольший результат по посещениям. На фейсбуке отлично работают создание фан-страниц своей марки и посты в группах. Через них в мои магазинчики на etsy приходят клиенты. Второй и третий сайты также приводят массу посетителей. Только там везде надо постоянно работать. Посты, комментарии, лайки, благодарности, конфеты – и к вам придут и посетители, и покупатели (часто это не одно и то же))))

Я дома с малышом же почти два года и я не собираюсь возвращаться к офисной работе. Я это поняла сравнительно недавно. У меня есть мой маленький личный бизнес с нерегулярным доходом )))я люблю его и буду двигаться дальше. Мне невероятно азартно и интересно!!! Чего и вам желаю)

опубликовано: 28.06.2013, arcobaleno-ru.livejournal.com